04.07.2022

Империя ZARA: Как бренд обеспечил себе такой успех?

Сегодня Амансио Ортега один из самых богатых людей в мире. Более 2000 магазинов, расположенных в 88 странах по всему миру, приносят компании миллиарды евро в год.

В 1972 Амансио вместе с первой женой Росалией Меро открыл фабрику по производству халатов и женского белья, но в результате отмены одного из заказов Ортега остался без денег и с готовым товаром. В 1975 году он решил самостоятельно распродать всю партию, и 15 мая открылся небольшой магазин «Zobra» (позже — Zara) на центральной улице испанского города Ла-Корунья. Магазин пользовался спросом у клиентов, и Амансио Ортега стал открывать Zara по всей стране.

В 1988 году торговая сеть покинула пределы Испании и открыла первый филиал в Португалии, городе Порто. Дальше бренд начал стремительно развиваться: в 1992 году торговая марка стала продаваться в Мексике, Бельгии и Швеции, через год в Греции, в 1995 на Мальте и в 1996 на Кипре. К концу второго тысячелетия Zara открыла филиалы в Германии, Польше, Нидерландах, Великобритании, Израиле, Турции, Мексике, в Японии и на территории Восточной Европы.

Основателя Inditex считают настоящим отцом направления в ритейле одежды — fast fashion («быстрая мода»), названного так по аналогии с ритейлом общепитовским. В его основе — молниеносное следование изменениям моды, яркая и привлекательная одежда, невысокие цены.

Бизнес-модель Zara, с момента открытия первого магазина в Ла-Корунье, была другой нежели у большинства торговых марок. Амансио Ортега сохранил свою фабрику по пошиву одежды, да и в дальнейшем следил, чтобы цепочки поставок были как можно короче.

Короткие цепочки поставок позволяют работать одному из важнейших принципов fast fashion — быстро реагировать на изменения тенденций и требования потребителей. Поставки в магазины идут постоянно, что обеспечивает быстрое обновление моделей. В итоге от разработки модели дизайнером до окончания производства проходит не более трех недель. Еще одна особенность — анонимность дизайнеров. Даже сейчас, когда марки Inditex известны по всему миру, коллаборации с известными модельерами или брендами — скорее исключение, чем правило.

Быстрота разработки моделей и анонимность дизайнеров приводит к тому, что время от времени компанию обвиняют в том, что она просто копирует чужие модели, лишь незначительно их изменяя.

Появление fast fashion с ее быстрой сменой ассортимента изменили поведение потребителей, да и весь мир моды. Новые модели появляются дважды в неделю, поэтому продукция так же быстро и исчезает. Для потребителя это означает, что, с одной стороны, даже часто заходя в магазины компании, он всегда найдет там новые модели, а с другой — что понравившийся товар нужно брать сразу, потому что через неделю его могут уже раскупить.

Ортега создал компанию Inditex, где объединил все магазины Zara. Сейчас компания также владеет такими популярными марками, как Oysho, Bershka, Pull and Bear, Massimo Dutti, Stradivarius. Несколько лет назад Амансио покинул свой пост и передал руководство более молодому поколению. На сегодняшний день состояние испанского предпринимателя оценивается в 64 миллиарда долларов.

Сам Амансио Ортега официально отошел от дел в компании в 2011 году — хотя, как говорят, до сих пор продолжает присматривать за ней. Ему принадлежат 60% акций Inditex. В апреле 2022 года президентом Inditex стала его дочь от второго брака Марта Ортега Перес. В 2015 году господин Ортега некоторое время был богатейшим человеком в мире, а на конец июня 2022 года занимал 22-ю строчку в рейтинге богатейших людей по версии журнала Forbes. Его состояние оценивается в $56,7 млрд.

Источник: https://www.kommersant.ru/

 

История успеха
About Popup-store